Подземные сокровища России: где в стране есть метро и что в них особенного
Метро в России — не только удобный вид транспорта, но и настоящее культурное наследие. Помимо Москвы, подземные системы есть ещё в нескольких городах, каждая из которых имеет свои особенности и историю.
Московский метрополитен
В 2025 году Московский метрополитен отмечает 90 лет со дня открытия первой линии, которая соединила станции «Сокольники» и «Парк культуры». За первые десять лет было построено 22 станции, и сегодня московское метро является крупнейшим в Европе по пассажиропотоку и одним из самых протяжённых в мире. Оно продолжает активно развиваться, внедряя современные технологии и дизайны.
Одной из последних новинок стала первая отапливаемая наземная станция «Потапово». Московское метро также славится своей красотой: станция «Новослободская» украшена витражами, а «Площадь революции» — 76 бронзовыми статуями. «Комсомольская» считается шедевром сталинского ампира, а «Маяковская» признана объектом культурного наследия.
Петербургский метрополитен
Идея создания метрополитена в Санкт-Петербурге возникла ещё в 1820-х годах, но строительство началось только в 1941 году и было приостановлено из-за войны. Работы возобновились в 1947 году, и в 1955 году был запущен первый электропоезд. С тех пор метрополитен стал важной транспортной артерией и визитной карточкой города.
Петербургский метрополитен установил несколько рекордов: «Автово» включена в список самых красивых станций мира, «Адмиралтейская» считается одной из самых глубоких станций в мире, а «Парк Победы» стала первой станцией закрытого типа. Исторический участок от «Автово» до «Площади Восстания» охраняется ЮНЕСКО.
Нижегородский метрополитен
Решение о строительстве метро в Нижнем Новгороде было принято в 1977 году, и менее чем за восемь лет в городе появился подземный транспорт. Сегодня Нижегородский метрополитен находится на третьем месте в стране по количеству станций, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. Особенностью системы является метромост через Оку, соединяющий станции «Московская» и «Горьковская».
Среди любопытных фактов о Нижегородском метрополитене — обнаружение бомбы времён Великой Отечественной войны при строительстве станции «Заречная» и существование проектной, но так и не реализованной «станции-призрака» под названием «Ярмарка».
Новосибирский метрополитен
Строительство Новосибирского метрополитена началось в 1979 году, и через семь лет состоялось открытие метро. Каждая станция была оформлена по-своему, используя различные материалы. Новосибирское метро работает в суровых условиях, большую часть года — при низких температурах. По числу пассажиров оно занимает третье место в России.
Главная достопримечательность метро Новосибирска — самый длинный в мире двухкилометровый метромост через реку Обь.
Казанский метрополитен
Казанский метрополитен начали строить в 1997 году, и спустя восемь лет метро было открыто. Сегодня на линии метро Казани работают 11 станций, а все указатели дублируются на татарском, русском и английском языках. Планируется строительство второй линии, запуск которой намечен к 2030 году.
Самарский метрополитен
Строительство метрополитена в Самаре началось в 1979 году, и в 1987 году поезда впервые повезли пассажиров. Сегодня в Самарском метрополитене расположена одна ветка из десяти станций, и в будущем планируется строительство ещё двух линий. Путь от одной конечной станции к другой занимает 23 минуты.
В самарской подземке есть станции, названия и декор которых посвящены важным событиям в истории СССР. Например, «Победа» отсылает к событиям Великой Отечественной войны, а «Гагаринская» оформлена в космическом стиле.
Екатеринбургский метрополитен
Метро в Екатеринбурге строили десять с половиной лет, и в 1991 году состоялось его открытие. Сегодня в составе метро работают девять станций, и в планах — продление действующей линии и строительство двух новых.
Волгоградский метротрам
В Волгограде нет метро, но есть метротрам — один из узнаваемых символов города. Трамвайная линия частично проходит под землёй, а затем вновь выходит на поверхность, соединяя пять районов Волгограда. Скоростная линия появилась благодаря энтузиазму руководителя трамвайно-троллейбусного управления Михаила Зозули, который вдохновился опытом скандинавских стран и предложил необычное решение — объединить метро и трамвай.
Сегодня линия скоростного трамвая насчитывает 22 станции, шесть из которых расположены под землёй.
Подводя итог, можно сказать, что метро в России — это не только средство передвижения, но и часть истории и культуры каждого города.
Нужна помощь с покупкой или продажей недвижимости? Агентство HOUSLER поможет найти квартиру, продать жильё или оформить сделку. Оставьте заявку — наш эксперт свяжется с вами в течение часа.
Нужна помощь с недвижимостью?
HOUSLER — агентство недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге с полным сопровождением сделки